КАК СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ
КУЛЬТИСТАМ

Как благовествовать культистам?
Что делать, если Ваш близкий попал в культ?
Действительно ли в Писании сказано, что мы не должны впускать культистов в дом?
Грозит ли осуждение искренне заблуждающимся культистам?

Вопрос — ответ
Что мы можем ответить культистам, которые проповедуют, что Отец, Сын и Святой Дух — одна и та же божественная Личность?
МФ. 28:19 — действительно ли Отец, Сын и Святой Дух являются одной и той же Личностью (Иисусом Христом)?
ДЕЯН. 2:38 — действительно ли крещение «во имя Иисуса» является единственно правильным?
Доказывает ли 2 Коринфянам 3:17, что Иисус есть Святой Дух?
Откровение 3:14 и Божественность Иисуса Христа
«Единородный Сын» в Ин. 3:16 и Божественность Христа
Христос, меньше ли Отца?
Есть только один Бог
Сего Иисуса Бог воскресил (Деян.2:32)
«О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец»
Исаия 44:24 — «...один распростер небеса...»
«Господь имел меня началом пути Своего...»
«Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16).
144 000 запечатленных
«И сказал он ему: истинно говорю тебе ныне, будешь со мною в раю» (Лк. 23:43, ПНМ)
Стоит ли спрашивать Бога об истинности Книги Мормона?
«Двойное искупление» (Исаия 53:4-5)

Вы можете обратиться к специально подобраным статьям нашего Центра в которых авторы рассказывают об опыте жизни в культе и, как можно делиться Евангелием с культистами


КАК БЛАГОВЕСТВОВАТЬ КУЛЬТИСТАМ?

Вот уже почти два десятка лет мы живем в атмосфере религиозной свободы. Многие нехристианские и псевдохристиан-ские группы, которые мы некогда не принимали всерьез, за эти годы многократно разрослись и превратились в реальную духовную угрозу. Сегодня российские христиане, наконец, начинают осознавать необходимость "подвизаться за веру, раз и навсегда преданную святым" (Иуды 3). Однако многие, к сожалению, впадают в другую крайность — в пылу праведного гнева, одержимые стремлением обличить заблуждения своих оппонентов, они забывают о второй, не менее (если не более) важной задаче христианского апологета — попытаться донести до собеседника Благую Весть.

Вступая в полемику с человеком лишь для того, чтобы указать ему на ошибки, чтобы победить в богословском споре, мы не достигаем самой главной цели — в лучшем случае, он уходит от нас побежденным, раздавленным, но таким же далеким от Бога, как и раньше. Нередко христиане с видимым удовольствием рассказывают о том, как Свидетель Иеговы "в страхе убежал" от них на второй минуте разговора. Многие гордятся тем, что культисты не заходят в их дома, не подходят к ним на улице или шарахаются в сторону при одном только слове "баптист".

Но так ли уж стоит этим гордиться? Если бы неверующие точно так же начали бегать от нас, как от зачумленных, за версту обходя христианские церкви, — разве мы стали бы этим гордиться? Между тем, культисты нуждаются в спасе-нии не меньше, чем обычные "грешники и мытари". Где еще они смогут услышать истину Евангелия, если мы закроем перед ними двери своего сердца и своих домов? Заповедь Господа "проповедовать Евангелие всей твари" (Мф. 16:15) включает в себя и этих людей.

Кроме того, когда мы прогоняем культистов от своих дверей, они вовсе не уползают домой, поджав хвост. Наоборот, они идут стучаться в соседние двери — к нашим соседям и друзьям, которые зачастую выслушают их проповедь с го-раздо большим желанием. Чем меньше времени мы проводим с культистами, тем больше времени у них остается на других людей.

Куда деваются наши тщательно разработанные принципы евангелизма и навыки личного благовестия? Мы проводим часы в поисках людей, которые захотели бы поговорить с нами о Боге — когда же они сами приходят к нам домой, мы захлопываем перед ними дверь. Так быть не должно. Прислушайтесь к словам апостола Павла:

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять про-тивников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, кото-рый уловил их в свою волю (2 Тим. 2:23-26).

__________________________________

Итак, целью нашего общения с культистами должно быть их спасение. Но каким же образом строить это общение? Основополагающим принципом — как и в любой другой области христианской жизни — неизменно должно быть "зо-лотое правило":

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31).

Как правило, христиане видят в культистах только "врагов креста Христова" и даже не пытаются их понять. Но если мы хотим, чтобы наше общение с этими людьми принесло плод в виде спасения и вечной жизни для них, нам необходимо усвоить несколько простых истин.

1. КУЛЬТИСТЫ — ОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ

В абсолютном большинстве, культисты — нормальные, здоровые люди, а вовсе не зомби и не автоматы для сбора денег и раздачи духовной литературы. У многих из них есть чувство юмора, в обычной жизни они дружелюбны и общитель-ны. Им приходится бороться с теми же финансовыми, бытовыми и семейными проблемами, что и всем нам. Как и все мы, они находят утешение и смысл жизни в своей вере.

2. КУЛЬТИСТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫ

Как и все нормальные люди, культисты не могут жить только разумом и логикой. Многие их поступки продиктованы чувствами. Они могут обижаться, сомневаться, злиться, чувствовать неуверенность. Иногда их убеждения также основа-ны на чувствах, а не на разуме. Как и любому из нас, им не нравится признавать свои ошибки, и в критической ситуа-ции они пытаются "сохранить лицо".

3. КУЛЬТИСТЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

Несмотря на некоторые общие убеждения и черты, культисты значительно отличаются друг от друга характером, обра-зом мышления, глубиной познаний. Соответственно, какого-то единого метода, который подходил бы к любому собе-седнику, попросту не существует. Как сказал один апологет, "если бы культиста можно было обратить в христианство при помощи одной брошюры и пары стихов из Библии, ни одного культа уже давно бы не существовало".

4. КУЛЬТИСТЫ — ГРЕШНИКИ

Как бы ни тривиально это звучало, культисты — грешные люди. Они точно такие же, какими были мы до того, как Бог возродил нас к спасению. Они могут быть горды и озлобленны. Они могут солгать вам и даже ударить вас в приступе гнева. Но важнее всего то, что они не могут обратиться в истинную веру до тех пор, пока Бог "не даст им покаяния к познанию истины".

5. КУЛЬТИСТЫ ИСКРЕННЕ ЗАБЛУЖДАЮТСЯ

В большинстве своем, культисты искренне заблуждаются. Они считают, что нашли единственную истинную веру, и что у них есть ответы на все вопросы. Многие из этих людей проповедуют и ходят по домам не столько потому, что стара-ются заработать таким образом спасение, сколько потому, что по-своему любят "погибших" и желают их спасти. Не-редко культисты жертвуют хорошей работой, свободным временем и даже личной жизнью, чтобы проповедовать уче-ние, которое считают истинным. Это обманутые люди. Они достойны любви и сочувствия, но никак не презрения.

6. КУЛЬТИСТЫ БЕЗОГОВОРОЧНО ДОВЕРЯЮТ СВОЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Культисты считают, что нашли единственную организацию в мире, которая знает волю Бога и правильно толкует Его Слово. Зачастую их преданность совершенно слепа: сталкиваясь с противоречиями, они подавляют в себе сомнения и полагаются на мудрость "старших братьев". Но если даже они поддаются сомнениям и уходят из организации, зачастую они не идут ни в какую другую церковь, рассуждая так: если уж единственная истинная организация обманула их, то чего ждать от многочисленных сект христианского мира, находящегося под властью сатаны.

________________________

Вот несколько советов, которые помогут вам правильно подойти к общению с культистами.

1

Постарайтесь разрушить стереотипный образ «христианина». Как правило, культы внушают своим последователям, что христиане не любят людей, горды, высокомерны, не знают Писания и живут слепой, неразумной верой. Когда мы отказываемся говорить с культистом или обрушиваем на него поток громких, умных, но холодных и равнодушных до-водов, мы лишь убеждаем его в справедливости столь искаженного представления о христианах.

Напротив, проявив к собеседнику интерес и уважение, вы дадите ему возможность пересмотреть свое отношение к хри-стианам. И даже если вы не сумеете его ни в чем убедить, возможно, он надолго запомнит — если не ваши слова, то ва-шу любовь и веру.

2

Не пытайтесь "проповедовать" культистам. Они пришли к вам домой не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы учить. В их глазах вы — заблудшая, погибающая душа, часть сатанинской "системы вещей". Вы по определению не може-те сказать ничего достойного внимания. Лучший способ вызвать культиста на откровенный разговор — задавать вопро-сы. Вопросы при этом следует подбирать с таким расчетом, чтобы, отвечая на них, ваш собеседник сам увидел противо-речия в учении своей организации.

Кроме того, задавая вопросы, вы сможете сделать еще одно благое дело. В большинстве культов людей последовательно отучают критически мыслить, так что вскоре они начинают слепо полагаться на слова своих лидеров и учителей. Как сказал один бывший Свидетель Иеговы, "религия, которая говорит, что знает все ответы, обычно не позволяет своим последователям задавать лишние вопросы". Мы должны помочь культистам «проснуться». Когда ваш собеседник всерь-ез начнет задумываться над тем, во что он верит, он окажется на полпути к освобождению.

3

Не полагайтесь на то, что культисты знают Писание и историю (в том числе и своей собственной организации). Они безоговорочно разделяют взгляды своих руководителей, которые нередко основаны на выдернутых из контекста цитатах и отредактированных исторических сведениях. Старайтесь всегда проверять библейские ссылки и научные данные, ко-торыми оперирует ваш собеседник, — для него в этом нет ничего оскорбительного или предосудительного. От выбора истинной религии зависит наша вечная судьба, и нельзя быть слишком осторожным в столь важном вопросе.

Иногда культисты засыпают собеседника ворохом библейских цитат. В таком случае необходимо мягко, но твердо на-стоять на том, чтобы внимательно и в контексте рассмотреть каждый отрывок.

4

Будьте всегда честны. Не лгите и не притворяйтесь, что знаете больше, чем вы знаете в действительности. Пользуйтесь только проверенными фактами. Не бойтесь признаться в том, что вы не знакомы с каким-то вопросом, или попросить у собеседника некоторое время, чтобы обдумать услышанное. Пусть вас лучше считают невеждой, чем лживым и легко-мысленным человеком.

С другой стороны, никогда не искажайте и не утаивайте правду, даже если она вам почему-либо неудобна или непри-ятна. Следуйте примеру апостола Павла, который писал: "Мы не повреждаем слова Божия, как многие, а проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, о Христе... Отвергнувши скрытые постыдные дела, не прибегая к хитрости и не иска-жая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом" (2 Кор. 2:17; 4:2).

5

Непрестанно молитесь. Кто-то однажды сказал: "Прежде чем говорить с человеком о Боге, поговорите с Богом о человеке". В нашем случае это особенно важно — мы при всем желании мы можем своими силами изменить культиста и сделать его христианином. Важно понимать пределы наших человеческих сил: мы можем лишь "с кротостью наставлять противников", надеясь на то, что Бог "даст им покаяние к познанию истины" (2 Тим. 2:25).

Усиленная молитва важна еще и потому, что благовестие культистам — трудный путь, усеянный различными искушениями. Без Божьей помощи в этом служении не обойтись никак.

Наконец, в качестве последнего совета, хочу вас просить: не жалейте времени. Переубедить культиста в результате одного лихого наскока не удается почти никогда. Как правило, Господь потребует от вас посвятить этому человеку больше времени: неделю, месяц, год или даже годы вашей жизни. Но это время не будет потрачено напрасно, потому что нет более чудесного зрелища в этом мире, чем видеть, как человеку, обреченному на вечную погибель, открываются врата в вечную жизнь.

Я молюсь о том, чтобы наш великий Господь и Спаситель наполнил ваши сердца любовью к заблудшим и использовал вас для того, чтобы привести многих и них в Свое небесное царство. "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пож-нем, если не ослабеем" (Гал. 6:9).

Дмитрий Розет


наверх

Что делать, если Ваш близкий попал в культ?

Довольно часто в Центр апологетических исследований обращаются люди с просьбой помочь их родственникам выйти из того или иного культа. Родственники культистов, впервые столкнувшись с этой проблемой, часто не знают что предпринять. Их необдуманные действия могут не только нанести вред семейным взаимоотношениям, но и еще сильнее убедить новообращенного в правильности выбранного им пути. Как помочь нашим детям или родственникам покинуть культ?

Если Ваш ребенок или родственник оказался в каком-нибудь культе (Свидетели Иеговы, мормоны, мунисты и т. п.), не спешите отчаиваться, а попробуйте правильно выстроить свои отношения с ним. Боясь за своего ближнего, родные начинают давить на него, пытаясь помешать ему ходить на собрания. Это давление культист, как правило, воспринимает как обещанное Христом гонение на христиан и еще больше убеждается в правоте сделанного выбора. Культы ловко этим пользуются, укрепляя негативное отношение к увещаниям родственников словами Евангелия: «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10:29, 30). Таким образом, человека ставят перед выбором: или родственники и смерть, или Бог и вечная жизнь. Выбор очевиден, любой человек выберет жизнь, и чем упорней Вы будете препятствовать ему ходить на собрания и читать литературу, тем больше будет становиться разрыв между Вами и Вашим близким. Если культист, придя домой, встречает родных, которые ругают его и обзывают, а на собраниях его окружают сотни братьев и сестер, которые всегда поймут, пожалеют и помогут, — к кому он потянется? Естественно, к тем, кто его любит и понимает. Постепенно семья будет становиться для него чужой, а «братья» на собраниях — все ближе и ближе. Поэтому, если Вы хотите помочь своему ребенку или родственнику оставить культ, наберитесь терпения и следуйте этим простым правилам:

Сергей Гущин


наверх

Действительно ли в Писании сказано,
что мы не должны впускать культистов в дом?

В подтверждение этой мысли обычно приводят стих 2 Ин. 10: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его». Но этот стих не возбраняет христианам впускать культистов к себе домой, чтобы засвидетельствовать им об истине. Скорее, здесь речь идет о том, что мы не должны позволять культистам проповедовать ложные учения в нашей церкви.

В первые годы христианства не существовало специальных зданий, в которых могли бы собираться верующие. Поэтому по всему городу были разбросаны маленькие домашние церкви. Мы читаем о том, что первые христиане «преломляли хлеб по домам» (Деян. 2:46; см. тж. 5:42) и собирались для молитвы в доме Марии, матери Марка (Деян. 12:12). Церкви также часто собирались в частных домах (Кол. 4:15; 1 Кор. 16:19). Использование специальных церковных зданий началось не ранее конца II-го столетия.

Итак, в этом послании Иоанн, видимо, предостерегает читателей (1) не допускать лжеучителей в церковь и (2) не позволять им проповедовать. В таком понимании запрет Иоанна оберегает чистоту церкви. Гостеприимство по отношению к лжеучителям производит впечатление, что церковь разделяет или одобряет их взгляды. Если церковь гостеприимно принимает лжеучителя, тот может укрепиться в своем заблуждении и принять наше гостеприимство за признак согласия с его учениями. Так быть не должно.

Д-р Рон Роудс


наверх

Грозит ли осуждение искренне заблуждающимся культистам?

Да. Человек может со спокойной совестью принять таблетку, не зная о том, что она смертельно ядовита. Никакая искренность в этом случае не помешает яду его убить. Аналогично, человек может присоединиться к культу, не подозревая, что эта организация проповедует гибельные учения. Никакая искренность не поможет ему избежать вечного отлучения от Бога. Искренне заблуждающиеся культисты погибают в искреннем неведении.
В 10-й главе Послания к римлянам Павел писал, что отвергшие Христа иудеи искренне заблуждались, пытаясь завоевать Божью благосклонность добрыми делами. Искренняя вера в какое-либо учение не гарантирует его истинности.

Д-р Рон Роудс


ВОПРОС — ОТВЕТ


наверх

Что мы можем ответить культистам, которые проповедуют,
что Отец, Сын и Святой Дух — одна и та же божественная Личность?

Писание ясно говорит, что Отец, Сын и Святой Дух — разные личности. Писание говорит нам, что Отец «послал» Сына (Ин. 3:16, 17), Отец и Сын «любят» друг друга (Ин. 5:20), и Отец и Сын «говорят» друг с другом (Ин. 8:47; 11:41, 42). Более того, Отец «знает» Сына, а Сын «знает» Отца (Ин. 10:15), и Иисус — наш «ходатай» перед Отцом (1Ин. 2:1). Далее, ясно, что Иисус — не Святой Дух, потому что Святой Дух сошел на Иисуса во время крещения (Лк. 3:22). Святой Дух назван «другим» Утешителем (Ин. 14:16). Иисус «послал» Святого Духа (Ин. 15:26). И Святой Дух стремится «прославить» Иисуса (Ин. 16:13, 14). В свете этих фактов, утверждать, что Иисус есть Отец и Святой Дух бессмысленно.

Д-р Рон Роудс


наверх

МФ. 28:19 — действительно ли Отец,
Сын и Святой Дух являются одной и той же Личностью
(Иисусом Христом)?

В Мф. 28:19 Иисус дает Своим ученикам повеление крестить «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Однако в Деян. 2:38 Петр говорит о крещении «во имя Иисуса». Объединяя два отрывка друг с другом, пятидесяники-единственники делают вывод, что «Иисус» — это и есть «имя» Отца, Сына и Святого Духа. Поскольку слово «имя» в Мф. 28:19 стоит в единственном чис-ле, Отец, Сын и Святой Дух являются одной и той же личностью, личностью Иисуса Христа.

В тексте стиха нет ни единого намека на то, что под словами «Отец, Сын и Духа Святой» Иисус имел в виду самого Себя. Единственники привносят в это текст смысл, которого в нем попросту нет. Знатоки греческого языка единодушно ут-верждают, что использование определенного артикля перед каждым из трех существительных в Мф. 28:19 указывает на различие между тремя личностями. Изучив, как употребляется в Писании слово «имя» в единственном числе, мы убе-димся, что оно далеко не всегда используется применительно к одной личности (см., например, Быт. 5:2; 11:4; 48:16). Сло-во «имя» в Мф. 18:19 указывает не на три титула или обозначения одной и той же личности, а на три личности в природе единого Бога.

Писание совершенно ясно говорит об Отце, Сыне и Святом Духе как о трех самостоятельных личностях. Например, очевидно, что Иисус — не Отец, поскольку Отец послал Сына (Ин. 3:16-17). Отец и Сын любят друг друга (Ин. 3:35). Отец и Сын разговаривают друг с другом (Ин. 11:41-42). Отец знает Сына, и Сын знает Отца (Мф. 11:27). Иисус ходатайствует за нас перед Отцом (1 Ин. 2:1). Далее, очевидно, что Иисус — не Святой Дух, потому что Святой Дух назван другим Уте-шителем (Ин. 14:16). Иисус послал Святого Духа (Ин. 15:26). Святой Дух стремится прославить Иисуса (Ин. 16:13-14). Святой Дух сошел на Иисуса (Лк. 3:22). Наконец, Отец — не Святой Дух, потому что Отец послал Святого Духа (Ин. 14:16). Святой Дух молится и ходатайствует за нас перед Отцом (Рим. 8:26-27). Утверждать, что Иисус есть Отец и Святой Дух, нет никаких оснований.

На всем протяжении истории Церкви богословы последовательно видели в этом отрывке указание на три Лица Трои-цы, а не на три титула одной и той же личности Иисуса Христа. Было бы верхом гордыни полагать, что все богословы минувших столетий ошибались в понимании этого стиха, и что только пятидесятники-единственники понимают его правильно.

[Адаптировано из книги Norman L. Geisler, Ron Rhodes,
When Cultists Ask (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1997),
pp. 130-131.]


наверх

ДЕЯН. 2:38 — действительно ли крещение «во имя Иисуса» является единственно правильным?

В Деян. 2:38 Петр сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». Пятидесятники-единственники утверждают, что единственно действенное христианское крещение соверша-ется во имя Иисуса, и что это имя в буквальном смысле должно произноситься над крещаемым.

Фраза «во имя того-то» в библейские времена часто использовалась в значении «властью такого-то». Процитированные слова из Деян. 2:38, если рассматривать их в таком свете, нельзя рассматривать как своего рода магическую крещальную формулу. Речь здесь идет лишь о том, что крещение должно совершаться властью Иисуса Христа. Слова Петра вовсе не означают, что слова «во имя Иисуса» необходимо произносить над каждым крещаемым. Если же эти слова все-таки были крещальной формулой, почему эта формула больше нигде не употребляется в последующих главах Деяний или других книгах Нового Завета (см. Мф. 28:19)?

Неуклонно следуя логике единственников, нам пришлось бы произносить слова «во имя Иисуса» над всем, что мы дела-ем, поскольку в Кол. 3:17 мы читаем: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Хри-ста, благодаря через Него Бога и Отца». Очевидно, что слова «во имя Иисуса» не были обязательной формулой.

В контексте 2-й главы Деяний крещение «во имя Иисуса» выглядит вполне уместным, потому что евреи («мужи Иудей-ские» [ст. 14], «мужи Израильские» [ст. 22]), к которым обращался Петр, не признавали Христа за Мессию. Вполне объ-яснимо, что Петр призвал их раскаяться в неприятии Мессии Иисуса и публично отождествить себя с Ним в крещении.

Как свидетельствует история, начиная со второго века в Церкви господствовало тринитарное крещение (Мф. 28:19). Го-товы ли мы сказать, что все, крестившиеся таким образом со второго века по наши дни, не были спасены? Абсурд! Более того, важно помнить, что в первые века христианской истории никто из христианских лидеров не возражал против тринитарного крещения. Если бы спасение зависело от крещения во имя Иисуса, во времена распространения трини-тарного крещения были бы жаркие споры по этому поводу. Но история Церкви свидетельствует, что в океане богосло-вия этот вопрос не вызывал даже легкой ряби. Очевидно, что первые верующие не считали фразы «во имя Иисуса» и «во имя Отца, Сына и Святого Духа» обязательными и неизменными формулами.

[Адаптировано из книги Norman L. Geisler, Ron Rhodes,
When Cultists Ask (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1997),
pp. 196-197.]


наверх

Доказывает ли 2 Коринфянам 3:17, что Иисус есть Святой Дух?

Нет. Во 2 Кор. 3:17 сказано: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». Многие толкователи видят в этих словах учение о том, что Святой Дух есть «Господь» не в том смысле, что это — Иисус, а в том смысле, что Господь здесь — Яхве (Господь Бог). Этот стих не может говорить, что Иисус есть Святой Дух, потому что ранее, в 3-й главе того же послания, апостол Павел проводил четкое различие между Иисусом и Святым Духом (ст. 3-6).

Д-р Рон Роудс


наверх

Откровение 3:14 и Божественность Иисуса Христа

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Отк. 3:14).

Отсюда Свидетели Иеговы делают следующий вывод об Иисусе Христе: Он был «началом творения Божия» (Отк. 3:14, католическое издание Библии). В слово «Начало» [греч., «архе»] нельзя вложить тот смысл, что Иисус был «тем, кто начал» Божье творение. Иоанн в своих библейских Писаниях использует различные формы греческого слова «архе» более 20 раз, и во всех случаях это слово имеет обычное значение «начало». Да, Иисус был сотворен Богом как начало невидимых творений Божиих. (Should You Believe in the Trinity, с. 14).

Практически все Свидетели Иеговы пользуются этим стихом для отрицания божественности Иисуса Христа. Но действительно ли этот стих называет Иисуса творением, а не Творцом? В Откровении 21:6 и 22:13, где, по словам Свидетелей Иеговы, речь идет об Отце, употреблено то же самое греческое слово «архе». Таким образом, это слово должно означать нечто иное, помимо творения.

В «Греческо-английском лексиконе на Новый Завет и прочие произведения раннехристианской литературы» [Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature] Бауэра, Джингриха и Данкера слову «архе» дается следующее определение:

1. Начало
2. Первопричина
3. Начальник, власть
4. Начальство, должность.

Вариант «первопричина», приведенный в этом Лексиконе полностью противоречит утверждению Свидетелей Иеговы, что слово «архе» не может иметь значения «тот, кто начал». Более того, сделанный самими Свидетелями Перевод Нового Мира, переводит слово «архе» как «правительственные чиновники» в Еф. 6:12 и Кол. 2:15.

Как явствует из всего сказанного выше, утверждая, что греческое слово «архе» «всегда» означает «начало» в писаниях Иоанна, Свидетели Иеговы не дают нам всей полноты информации, относящейся к этому вопросу. Таким образом, мы приходим к выводу, что попытки Свидетелей Иеговы отрицать божественность Иисуса на основании Отк. 3:14 тщетны. Этот стих свидетельствует о том, что Иисус был Начальником над творением или его Первопричиной, т. е. Творцом, а не творением.

Роджер ДеЛозиер


наверх

«Единородный Сын» в Ин. 3:16 и Божественность Христа

В Библии Иисус называется «единородным Сыном» Бога (Ин. 1:14; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9). Верующие в догмат о Троице говорят, что, если Бог вечен, то и Сын Бога тоже вечен. Но как сын может быть одного возраста с отцом?

Сторонники учения о Троице утверждают, что применительно к Иисусу слово «единородный» принимает другое значение, отличающееся от определения слова «рождать», которое дается в словаре: «Давать жизнь кому-нибудь, становясь отцом» («Словарь современного русского языка» в 17 томах). Они говорят, что применительно к Иисусу это несет «смысл извечных взаимоотношений», некий вид взаимоотношений между отцом и единственным сыном, но не на основании рождения (W. E. Vine, Expository Dictionary of Old and New Testament Words). Кажется ли это логичным? Может ли человек быть родным отцом кого-либо, не произведя его на свет?

Более того, почему в Библии то же самое греческое слово, которое переведено словом «единородный», используется (и Вайн без каких-либо объяснений признает это) для описания взаимоотношений Исаака и Авраама? В Евреям 11:17 об Исааке говорится как о «единородном» сыне Авраама. Нет никаких сомнений, что Исаак был единородным в прямом смысле этого слова, а не равным своему отцу по возрасту и положению (Следует ли верить в Троицу?, с. 15-16).

Греческое слово «моногенейс», переведенное как «единородный», употреблено в Новом Завете 9 раз. В пяти из этих случаев оно употреблено апостолом Иоанном в отношении Иисуса Христа: Ин. 1:14; 1:8; 3:16; 3:18 и 1 Ин. 4:9. Трижды это слово в его буквальном смысле использует Лука: Луки 7:12; 8:42; 9:38. Наконец, это слово употребляет автор Послания к евреям применительно к Исааку. В Евреям 11:17 сказано: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного». Важно отметить, что в физическом отношении Исаак не был единородным сыном Авраама. Ведь у Авраама уже был сын — Измаил. Так в каком же смысле Исаак назван единородным сыном Авараама?

В толковом словаре Фрайберга слово «моногенейс» объясняется как «единственный в своем роде, уникальный». Толковый словарь Лоув-Нида говорит о том же, определяя слово «моногенейс» как «относящийся к чему-то уникальному, т. е. единственному в своем роде». В Послании к евреям 11:17 Исаак назван «моногенейс» Авраама. Словарь Лоув-Нида поясняет, что у Авраама, конечно, был еще один сын, Измаил, а впоследствии и другие дети от Хетурры, однако Исаак был уникальным ребенком, потому что он родился вследствие Божьего обещания. Соответственно, его можно назвать «моногенейс» сыном, потому что он был единственным в своем роде.

Как гласят правила герменевтики, образный язык обычно служит для выделения какого-то одного свойства, а поскольку главный акцент в этом отрывке сделан на уникальности, нам не следует «вчитывать» в этот образ какие-то другие нюансы, связанные с моментом рождения. Начни кто-то настаивать, что Иисус, в силу факта Своего рождения, имеет не только Бога Отца, но и Богиню Мать, мы сочтем эту мысль абсурдной. Подобным же образом, мы не должны выводить из слова «моногенейс» мысль о том, что у Христа было начало, поскольку употребление этого слова применительно к Христу прекрасно сочетается с несомненным фактом Его уникальности.

Употребленное в Библии слово явно имеет смысл «уникальный». Более того, именно это значение слова «моногенейс» и является основным! И фигуральное использование этого слова лишь подчеркивает уникальное положение Христа как Сына Божьего. В конце концов, христиане тоже названы «сынами Божьими», но использование слова «моногенейс» указывает на то, что Христос, в отличие от христиан, является уникальным Сыном. Его отношения с Отцом — единственные в своем роде!

Роджер ДеЛозиер


наверх

Христос, меньше ли Отца?

Свидетели Иеговы утверждают, что Иисус Христос менее Отца по природе. В подтверждение своих слов они ссылаются на такие стихи как Ин. 14:28 («Отец Мой более Меня»), 1 Кор. 11:3 («Христу глава — Бог») или 1 Кор. 15:28, где Павел говорит, что «и сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем». Если Отец — глава Христа, то как может Иисус быть Богом? Как может Бог кому-то покоряться?

Свидетели Иеговы путают понятия власти и природы. Существа, имеющие одинаковую природу, могут подчиняться друг другу. Это можно ясно продемонстрировать на примере одного из процитированных выше отрывков. В 1 Кор. 11:3 сказано: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». Спросите Свидетелей: «Разве женщина перестает быть человеком, подчиняясь мужчине? Разве женщины менее мужчин по своей природе?» Следует также принять во внимание Гал. 3:28, где сказано: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе». Это ясно показывает, что две личности могут одновременно быть равны и подчиняться друг другу. Очевидно, что между тремя Лицами Троицы могут существовать такие же взаимоотношения подчинения, как между мужем и женой, и при этом Они остаются равными по природе.

Роджер ДеЛозиер


наверх

Есть только один Бог

Свидетели Иеговы утверждают, что Писание постоянно говорит о Боге, как об одной Личности. Во Второзаконии 6:4 сказано: «Господь, Бог наш, Господь един есть». Иисус, в Иоанна 17:3 говорит об Отце: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога...» В 1-м Коринфянам 8:6 Павел сообщает нам, что «у нас один Бог Отец». В Галатам 3:20 он рассуждает: «Но посредник при одном не бывает, а Бог один», — а в 1-м Тимофею 2:5 поясняет, что «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Здесь Свидетели обычно спрашивают, как Иисус может быть Богом, если Он — посредник между Богом и людьми.

Христиане говорят, что есть только один Бог, но Он существует в трех личностях. Библия наделяет титулом «Бог» не только Отца, но также и Иисуса (Ис. 9:6; Ин. 1:1; Титу 2:13) и Святого Духа (Деян. 5:3-4; 1-е Кор. 3:16). Христиане понимают, что иногда слово «Бог» в Библии употребляется применительно к какому-то из Лиц Троицы, а иногда — ко всей Троице в целом. Определить, кто подразумевается под этим словом в каждом конкретном случае, можно исходя из контекста.

Один из процитированных выше стихов (1-е Кор. 8:6) гласит: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им». Вы можете указать на ущербность логики Свидетелей Иеговы, спросив: «Значит ли это, что Отец — не Господь?» Толкование 1-го Тимофею 2:5, предлагаемое Свидетелями, также проблематично. Они настаивают, что Иисус, будучи посредником между Богом и людьми, не может быть Богом. Спросите: «Является ли Иисус человеком?» Если Он — человек и при этом может быть посредником между Богом и людьми, то что мешает Ему быть Богом? Это одно из подтверждений существования Троицы. Поскольку Иисус является одновременно Богом и человеком, Он один может быть посредником.

Роджер ДеЛозиер


наверх

Сего Иисуса Бог воскресил (Деян.2:32)

Свидетели Иеговы ссылаются на этот стих, чтобы показать, что Бог и Иисус Христос — две разные личности. В Луки 22:42 Иисус говорит: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Как Иисус и Отец могут иметь разные воли, если они — один Бог? В Иоанна 20:17 Иисус говорит ученикам: «…восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему». Если Иисус — Бог, то почему он называет Богом Отца? В Марка 15:34 мы читаем, как Иисус на кресте воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Как мог Бог оставить Самого Себя?

Бог — это титул, в одинаковой мере принадлежащий всем Лицам Троицы. Тот факт, что в Писании этот титул употребляется применительно к Отцу, ни в коей мере не принижает божественности Сына. Точно так же, когда Писание называет Иисуса Господом в Деяниях 16:31: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой», — это ни в коей мере не противоречит тому, что Отец есть Господь. Говоря о Боге, приведенные выше стихи, имеют в виду Отца, подобно тому как Иисус часто именуется Господом.

Христос был одновременно совершенным Человеком и совершенным Богом. Иногда Его слова отражали переживания Его человеческой природы. Как человек, Он не испытывал желания страдать на кресте, но покорился воле Отца — о чем и говорится в Ев. от Луки 22:42. Бог Отец отвернулся от Сына человеческого на время, поскольку на Него были возложены грехи человечества. Это ни в коей мере не принизило божество Христа. Он по-прежнему был совершенным Богом и совершенным Человеком.

Роджер ДеЛозиер


наверх

«О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец»

Свидетели Иеговы спрашивают: «Если Бог всеведущ, то как Иисус мог не знать день и час Своего пришествия?» В Луки 2:52 говорится, что Иисус «преуспевал в премудрости и ведении», но как всеведущий Бог может возрастать в премудрости? В Матфея 4:1 сказано, что Иисус был искушаем, но в Иакова 1:13 говорится: «Бог не искушается злом». Свидетели также говорят, что Иисус недвусмысленно отрицал Свою божественность, когда в Марка 10:18 сказал фарисею: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Кроме того, они ссылаются на Иоанна 1:18 («Бога не видел никто никогда») и говорят, что люди видели Иисуса.

Как полагают приверженцы учения о Троице, Христос обладает двумя природами: человеческой и божественной. Эти природы не сливаются и не смешиваются между собой, но принадлежат одной личности. Это означает, что Иисус одновременно совершенный Бог и совершенный Человек. Как ни трудно это учение для понимания, мы не можем его отрицать. Мы не способны полностью постичь бесконечного Бога, но мы можем понять то, что Он открывает нам о Себе. Как правило, люди предпочитают упрощать ситуацию, полагая, что божественная и человеческая природы во Христе смешались. Однако ранние Отцы настаивала на необходимости веры в не слитное существование двух природ во Христе. Если бы эти две природы слились воедино, образовав нечто третье, то божественная природа утратила бы божественность, а человеческая — человечность. Но Иисус был совершенным Богом и совершенным Человеком!

В Филиппийцам 2:7 сказано, что Иисус «уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Богословы нередко спорили о значении этих слов, однако исторически христиане верили, что Иисус, воплотившись, не перестал быть Богом. Во время Своей земной жизни Иисус добровольно отказался пользоваться Своими божественными привилегиями. Он предпочел, подобно простому человеку, просить о чудесах Своего Отца, а не прибегать к Своей собственной власти. Иисус, как человек, испытал все, что испытывают люди: Он голодал, жаждал и даже учился. Человеческая природа не могла вместить Его всеведение. Его человеческий разум не мог вместить бесконечное божественное знание. Природы оставались не слитными.

Однако Библия описывает как человеческие, так и божественные способности Иисуса. Человек Иисус, по своей человеческой природе, мог сказать, что не знает ни дня, ни часа. Библия говорит, что Он возрастал в премудрости и изведал болезни. В то же время в Евангелии от Иоанна (16:30; 21:17) ученики говорят Ему: «Ты знаешь все». Библия также рассказывает о том, что Он был искушаем как человек, но сила Бога позволила Ему устоять перед искушениями и ни разу им не поддаться.

Ссылка на Марка 10:18 весьма любопытна. Сторонники учения о Троице отмечают, что Иисус здесь ничего не утверждает, а задает вопрос. Они видят в словах Спасителя завуалированное указание на Его Божество. Отрицает ли Иисус Свою божественность или говорит: «Если хочешь называть Меня благим, признай Меня Богом?»

В Иоанна 1:18 действительно сказано, что никто никогда не видел Бога, однако ветхозаветные патриархи и пророки видели Бога. Иаков, в Бытии 32:30, говорит: «Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя». Кого же он видел? Слово «Бог» в Иоанна 1:18 относится к Богу Отцу, а ветхозаветные святые видели Бога Сына. Именно поэтому в 18-м стихе сказано также: «Он [Иисус] явил [Отца]». Богом Иеговой, являвшимся ветхозаветным святым, был не Отец, а Сын.

Роджер ДеЛозиер


наверх

Исаия 44:24 — «...один распростер небеса...»

Этот стих особенно полезен для опровержения богословия Свидетелей Иеговы. Они считают Христа воплощением архангела Михаила: «Главный ангел и по могуществу и по власти» («Сторожевая башня», 1 ноября 1995). Будучи самым первым творением, Михаил был для Бога «как» Сын: «Первая духовная личность, которую сотворил Бог, была для Него как первородный сын» (подпись под иллюстрацией № 29 в брошюре Сторожевой Башни Enjoy Life on Earth Forever!, 1982). Затем этот «сын» трудился бок о бок с Богом, служа Ему помощником или орудием в созидании всего остального.

Писание действительно говорит о Сыне: «Все чрез Него начало быть…и мир чрез Него начал быть…» (Ин. 1:3,10), «Бог… в последние сии дни говорил к нам в Сыне… чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2).

По мнению свидетелей Иеговы, это означает, что первый ангел находился рядом с Иеговой, когда созидались небо и земля — вопреки процитированным выше словам Самого Бога о том, что Он «один» распростер небеса и разостлал землю «Своею силою». Кто же прав? Лидеры Сторожевой Башни, выдумавшие свою собственную версию событий, или Бог, Который был там, и Который никогда не лжет?

Если верить утверждению Библии, что Господь (Яхве, Иегова) сотворил небо и землю «один», и что все это было сотворено Христом, мы вынуждены признать, что Сын и есть Господь-Яхве. Это ясное библейское учение не укладывается в представления Свидетелей, однако не представляет никаких проблем для христиан, понимающих, что триединый Бог — Отец, Сын и Святой Дух — сотворил все сущее через Сына. И это был Сам Господь, один! Таким образом, богословие Свидетелей Иеговы не может быть верным, а христианское учение о Божественности Христа получает еще одно подтверждение.

Дэвид Рид


наверх

«Господь имел меня началом пути Своего...»

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою» (Притчи 8:22-24).

Сторожевая Башня утверждает, что Слово, описанное в Притчах 8:22-24 как персонифицированная мудрость, было возлюбленным работником Бога и трудилось бок о бок с Иеговой над сотворением всего сущего. После того, как Иегова сотворил Слово, Оно прожило на небесах много тысяч лет, прежде чем стать человеком на земле (Познание, ведущее к вечной жизни, 1995, с. 39). По версии Сторожевой Башни, в рассматриваемом отрывке из книги Притчей Иисус говорит: «Сам Иегова сотворил меня как начало пути Своего, первое из его свершений, издавна. От неопределенного времени я была поставлена, от начала, от времен древнейших, чем земля» (Перевод нового мира, 1970, перевод с англ.).

Прежде всего, следует отметить, что в этом тексте нигде конкретно не упоминается Иисус Христос. Если даже речь идет о личности, применение этих стихов к Иисусу Христу — не более чем предположение.

Точный перевод этого отрывка также влияет на его истолкование. Например, в Новом американском стандартном переводе (NASB) рассматриваемые стихи звучат таким образом: «Господь имел меня в начале пути Своего, прежде своих древних творений. От вечности я была назначена, от начала, от самых ранних времен земли». Если же Премудрость была назначена от вечности, есть ли у Нее начало, как утверждают Свидетели? Еврейское слово, переведенное как «вечность» употребляется также в Псалме 89:3, где речь идет о вечности Бога. Если же Премудрость была когда-то сотворена, значит ли это, что до тех пор у Бога не было Премудрости? Очевидно, что толкование Свидетелей Иеговы порождает серьезные проблемы.

Кроме того, есть серьезные основания относить этот отрывок не ко Христу, а к персонифицированной Мудрости. Мы должны помнить, что Притчи — это поэтическое произведение, и что прием олицетворения, когда неживому объекту приписываются свойства личности, довольно распространен даже в библейской поэтической литературе. В этом легко убедиться на примере таких отрывков, как Псалом 97:8: «Да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы…». Могут ли горы хлопать в ладоши? Могут ли реки в буквальном смысле петь? Конечно нет, но эти человеческие свойства приписываются им фигурально, чтобы более ярко выразить мысль.

Тема 8-й главы Притчей — Премудрость. В первом стихе Соломон спрашивает: «Не премудрость ли взывает?» В третьем стихе он говорит, что Премудрость «взывает у ворот при входе в город», а в двенадцатом стихе — что премудрость обитает с разумом. Какое же отношение все это имеет ко Христу? На всем протяжении 8-й главы премудрости приписываются человеческие свойства. Это не значит, что в словах Притчей следует видеть ссылку на какую-то личность. Самое вероятное объяснение состоит в том, что в этом отрывке премудрость описывается при помощи обычного поэтического приема — олицетворения.

Роджер ДеЛозиер


наверх

«Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести:
и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16).

Руководствуясь своим пониманием 7-й и 14-й глав Откровения, Общество Сторожевой Башни утверждает, что Иегова Бог разделил всех истинных верующих, когда-либо живших на земле, на два неравных «класса». В первый класс, которому уготована вечная жизнь на небесах и роль священников Бога и Христа, вошли только 144 000 человек. Ко второму классу, имеющему только «земную надежду», относятся все остальные верующие:

В Откровении 14:1-4 предсказано, что 144 000 человек будут «искуплены из людей» и воскрешены к небесной жизни. В их число входят люди, которые не ждали, когда им будут служить другие, а сами смиренно служили Богу и ближним... Их намного меньше, чем членов «великого множества людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков», и которое переживет конец этой системы. Эти люди тоже «служат Ему [Богу] день и ночь», но у них нет небесного призвания (Откровение 7:9, 15) (Сторожевая башня, 15 октября 2000, с. 12).

Критический анализ этого учения уже был опубликован в «Вестнике» № 9, поэтому сегодня мы пойдем несколько дальше. Не ограничиваясь нелогичным и неверным истолкованием Откровения, Свидетели Иеговы почему-то отождествляют 144 000 с «малым стадом» из Луки 12:32, а «великое множество» — с «другими овцами» из Иоанна 10:16:

В течение более 1900 лет собиралось «малое стадо», состоящее из 144 000 христиан, которые будут править вместе с Христом. Только немногие из них остались на земле; большинство уже правит с Христом на небе (Луки 12:32; Откровение 20:6). Но говоря о других христианах, Иисус сказал: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора [„малого стада“], и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будут одно стадо и один Пастырь» (Иоанна 10:16). Теперь собирается «великое множество» этих «других овец» (Ты можешь жить вечно в раю на земле, 1982, с. 163-164).

Давайте посмотрим, есть ли у Общества Сторожевой Башни основания для подобного вывода.

1. Свидетели Иеговы считают, что два класса верующих будут навсегда разделены: одни будут царствовать на небесах со Христом, а другие — вечно жить на райской земле. Однако стих Иоанна 10:16 обещает, что все овцы в конце концов станут одним стадом, и у них будет один Пастырь. Спросите у Свидетеля: «Если Библия говорит, что два этих класса станут одним стадом, то почему Вы верите, что они будут разделены навсегда?»

2. Теперь нужно выяснить, кого именно Господь Иисус относил к «малому стаду», упомянутому в Луки 12:32. Стихом ранее в тексте указано, что Христос обращался к «ученикам Своим». Никаких оснований включать в это число кого-либо, кроме верующих евреев, следовавших за Иисусом, у нас нет. В Матфея 26:31 Иисус также обращается к ученикам со словами: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: „поражу пастыря, и рассеются овцы стада“; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее». Очевидно, что «малым стадом» Иисус называл Своих учеников первого столетия нашей эры.

3. А кого же Иисус назвал в Иоанна 10:16 «другими овцами»? Как правило, в этих словах видят намек на язычников. По иудейскому Закону язычники не считались частью общества, однако Иисус, как видно из Послания к галатам (2:11-22; 3:26-29), вновь воссоединил иудеев и язычников. Некоторые толкователи считают эту фразу указанием на будущие поколения верующих. В любом случае, в 16-м стихе нет ни намека на то, что верующие будут навеки разделены на два класса. Спросите Свидетеля: «Где Библия конкретно говорит, что только 144 000 пойдут на небеса, а на земле при этом будет существовать отдельный класс людей?»

Никаких двух классов верующих: ни «малого стада», которое рождено свыше, имеет Святого Духа и будет вечно жить на Небесах, ни «других овец», которые будут вечно жить на земле и лишены Святого Духа, — не существует. Писание говорит об этом очень ясно. Слова 1 Иоанна 5:1 верны и сегодня: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден».

Роджер ДеЛозиер


наверх

144 000 запечатленных

«И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых… После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Отк. 7:4, 7).

Класс помазанников и Великое множество
Свидетели Иеговы говорят, что существует два класса людей. Первый, класс помазанников, состоит из 144 000 человек. Это единственные люди, которые пойдут на небеса и будут править со Христом. О них говорится в Откровении 7:4-8. Однако большинство угодных Богу людей, по словам Свидетелей, будет вечно жить на земле в раю. Они не попадут на небеса. Они именуются Великим множеством. Это те, кого Иоанн видел в Откровении 7:9-10. Свидетели Иеговы ссылаются на такие стихи как Псалом 113:24: «Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» в подтверждение своих слов о том, что не небеса, а земля будет последним пристанищем большинства верующих.

Вопросы, которые следует задать Свидетелям Иеговы:

1) Как нам следует понимать Откровение 7:4, буквально или образно?

Толкование Откровения 7:4-8, предлагаемое Свидетелями Иеговы, непоследовательно. Они предполагают, что в этом стихе указано точное количество помазанников, 144 000, — буквальное понимание. Однако тот же самый стих называет этих людей израильтянами. Их по 12 000 из каждого из 12 колен Израиля. Поскольку Свидетели Иеговы не израильтяне, они отвергают буквальное толкование и настаивают, что эти слова следует понимать образно. Это в высшей степени непоследовательно. Возможно, Свидетелю это просто никогда не приходило в голову. Если Свидетель Иеговы настаивает на буквальном понимании стиха, спросите: «Так значит, все они потомки 12 колен Израилевых, верно?» Если он ответит, что этот стих следует понимать образно, спросите: «Так значит, на самом деле их не 144 000, верно?» Это должно помочь вашему собеседнику увидеть противоречие.

2) Почему в Откровении 19:1 сказано, что Великое множество* находится на небесах?

Утверждение Свидетелей Иеговы о том, что Великое множество находится на земле, прямо противоречит Библии. В Откровении 19:1 конкретно указывается, что Великое множество находится «на небе». Спросите у Свидетеля Иеговы: «Где Библия конкретно говорит, что «Великое множество» предопределено к «жизни на земле»? В Библии нет ни единого стиха, который конкретно говорил бы, что «Великое множество« будет обитать «только на земле», так что Свидетель не сможет привести вам такую ссылку. Возможно, в качестве доказательства он будет ссылаться на такие стихи как Псалом 36:11. В этом случае, вам следует указать ему на то, что приведенный отрывок либо не упоминает «Великое множество», либо не говорит конкретно, что эта группа людей может жить только на земле. Затем снова задайте тот же вопрос. Как только вы убедитесь, что ни один стих в Библии конкретно не утверждает, что «Великое множество» будет жить только на земле, попросите Свидетеля Иеговы прочесть Откровение 19:1 и спросите: «Почему же в Откровении 19:1 сказано, что Великое множество находится на небесах?»

3) Согласно Откровению 11:19 и 14:17, престол Божий находится на небесах. Раз в Откровении 7:15 говорится, что Великое множество служит пред престолом Бога, как можете вы утверждать, что им уготована жизнь только на земле?

Попросите Свидетеля прочесть Откровение 11:19 и 14:17. Спросите его: «Где находится Божий престол?» Затем предложите Свидетелю прочесть Откровение 7:15 и спросите: «Раз престол Божий находится на небесах, а Великое множество — пред престолом, как вы можете говорить, что они не на небесах?»

Учение о 144 000 и Великом множестве имеет принципиальное значение для богословия Сторожевой Башни. Если вы сможете показать, что их фундаментальное учение ошибочно, это может иметь далеко идущие последствия, и, возможно, Свидетель Иеговы осознает, что организация, которой он доверился, — не от Бога. Тогда он может с готовностью принять истинное Евангелие, основанное только на Библии, а не на учениях какой-либо организации.
______________________________________
* К сожалению, в Синодальном переводе параллель между Отк. 19:1 и Отк. 7:9 неочевидна, поскольку одна и та же греческая фраза охлос полюс почему-то переведена разными русскими выражениями («великое множество» в 7:9 и «многочисленный народ» в 19:1). Однако в своем Переводе нового мира Свидетели в обоих случаях употребляют выражение great crowd («великое множество»), что наилучшим образом подтверждает справедливость данного аргумента.

Роджер ДеЛозиер


наверх

«И сказал он ему: истинно говорю тебе ныне, будешь со мною в раю» (Лк. 23:43, ПНМ)

Свидетели Иеговы верят, что рай и небеса — совершенно разные места. Рай относится к некоему месту на земле, а не на небесах. Они настаивают, что рай в настоящее время не существует, но будет существовать в будущем, когда человечество будет в мире жить на земле. Обратите внимание на особенности пунктуации в их переводе Луки 23:43. Они ставят запятую после слова «ныне». В Переводе нового мира слово «ныне» относится ко времени разговора Иисуса с разбойником, а не ко времени пребывания разбойника в раю. Поскольку в греческих оригиналах Нового Завета нет знаков препинания, откуда мы знаем, где следует ставить запятую в этом стихе?

Фраза «истинно говорю тебе» встречается в Новом Завете 74 раза. Это речевой оборот, который часто употреблял Иисус. Где же во всех этих случаях ставится запятая? Даже в Переводе нового мира (во всех случаях, кроме Луки 23:43), запятая стоит сразу после этой фразы. Предложите Свидетелю Иеговы ознакомиться с остальными примерами употребления этой фразы в Евангелии от Луки (4:24; 12:37; 18:17; 18:29; 21:23). Затем спросите: «Если мы поставим запятую в Луки 23:43 так же, как она стоит в остальных отрывках, что будет значить этот стих?»

Свидетели Иеговы много говорят о рае. Сколько же раз слово «рай» встречается в Новом Завете, и о чем Библия говорит в этих отрывках? В Откровении 2:7 сказано: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». Спросите Свидетеля: «Если здесь ясно говорится, что древо жизни находится [настоящее время] посреди рая Божия, почему Вы говорите, что рай будет существовать только в будущем, во время Тысячелетия?» Более того, во 2-м Коринфянам Павел рассказывает о человеке, «восхищенном в рай« (12:4). Чуть выше Павел говорит, что этот человек был «восхищен до третьего неба» (12:2). Спросите Свидетеля: «Поскольку выражения „рай“ и „третье небо“ здесь используются как синонимы, как Вы можете утверждать, что это не одно и то же место?»

Даже в Переводе нового мира после фразы «истинно говорю тебе» всегда (за единственным исключением) стоит запятая. Слова «рай» и «небо» употреблены как синонимы в 12-й главе 2-го Послания к коринфянам. Откровение 2:7 ясно показывает, что рай уже существует в эпоху Церкви. Стоит нам взглянуть на стих Луки 23:43 в контексте, принимая во внимание употребление слов и оборотов этого стиха в других отрывках, мы можем сделать однозначный вывод, что Иисус обещает разбойнику встретить его в тот же день в раю.

Роджер ДеЛозиер


наверх

Стоит ли спрашивать Бога об истинности Книги Мормона?

Одна из самых хитрых ловушек, в которые церковь мормонов заманивает людей, — это предложение выяснить при помощи молитвы, истинна ли весть, заключенная в Книге Мормона. В действительности, в Книге Мормона нет большей части учений, характерных для мормонизма. А если бы мормоны внимательно читали свое Писание, они также нашли бы в нем многое, что, по сути, противоречит их богословию.

Руководству мормонов, конечно же, известно, что подавляющее большинство американцев было, в той или иной мере, воспитано на Библии. Возможно, они и не заучивали библейские стихи наизусть, но общее представление о Боге, о пришествии на землю Иисуса Христа и о Его учении все же присутствует в глубине их сознания.

Предлагая потенциальному новообращенному прочесть Книгу Мормона, церковь СПД знает, что он прочтет в этой книге о вполне знакомых вещах. Стремясь получить свидетельство об истинности учений мормонизма, читатель увидит в Книге Мормона лишь то, что он, возможно, уже видел в Библии много лет назад. По неведению, он свяжет прочитанное с церковью мормонов и сочтет ее истинной, даже не догадываясь, что эта церковь принимает далеко не все, что написано в Книге Мормона и Библии.

Так, например, Книга Мормона провозглашает, что Бог есть дух (Алма 18:24-28), в то время как мормоны учат, что Бог обладает телом из плоти и костей (Учение и Заветы 130:22).

Книга Мормона утверждает, что есть только один Бог (2 Нефий 31:21), а мормоны учат, что богов много (Teachings of the Prophet Joseph Smith, p. 370).

Если церковь мормонов и вправду так честна, как она сама утверждает (см. 13-й пункт ее Символов Веры), ей следовало бы предлагать для чтения своим потенциальным новообращенным другие книги — Учение и Заветы или Книгу Авраама, — в которых учение мормонов содержится в более чистом виде.

С точки зрения Писания, практика молитвы об истине не имеет под собой библейской основы. Апостол Иоанн предостерегает нас:

…Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4:1).

Греческое слово dokimazete (испытывайте), которое употребил здесь апостол, буквально означает «исследуйте, проверяйте». Нам следует проверять и исследовать все, что мы слышим, при помощи единственного мерила истины — Библии.

Спрашивать Бога в молитве об истинности Книги Мормона имеет не больше смысла, чем спрашивать Его о том, хорошо ли красть. Мы знаем, что красть — плохо, потому что Библия ясно говорит нам об этом. Аналогично, было бы ошибкой молиться о религиозных книгах, таких как Книга Мормона.

Я вовсе не хочу сказать, что в процессе проверки не следует молиться, однако молитва сама по себе не может быть проверкой. Лучше молитесь об указании, что и где следует искать в связи с услышанным. Если же вы придете к выводу, что между услышанным и библейским учением есть противоречия, будьте уверены: ошибка — не в Библии.

Во всем мире найдутся миллионы потерянных душ, исповедующих разные религии, которые засвидетельствуют, что их религия истинна, потому что они молились и ощутили это. Однако искренность — еще не критерий истины. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Прит. 14:12).

Билл Мак-Кивер


наверх

«Двойное искупление» (Исаия 53:4-5)

Следует ли из этого отрывка, что искупление Христово гарантирует верующим физическое исцеление во время земной жизни, как часто утверждают проповедники Движения Веры?

НЕВЕРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:4-5). Как полагают сторонники Движения Веры, это означает, что искупление гарантирует нам физическое исцеление во время земной жизни. Следовательно, истинный верующий никогда не должен болеть. От верующего зависит, воспользуется ли он возможностью гарантированного исцеления, которую он получил ценой смерти Христа. Неверие или грех препятствуют верующему воспользоваться этой возможностью (Кеннет Е. Хейгин. Наше право на исцеление. 1991, с. 9-15; Глория Коупленд. Воля Божия на твое исцеление. 1991, с. 32 36; Дэвид Йонги Чо. Как я могу быть исцелен? 2000, с. 33-36; У. Экман. Доктрины. 1996, с. 197-200; Чарльз и Фрэнсис Хантер. Исцеление больных. с. 55-57; Т. Л. Осборн. Примите чудо исцеления. 1997, с. 34-35).

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК: Да, искупление Христово обещает нам, что в конце концов мы будем полностью исцелены (после воскресения), но нам вовсе не гарантировано телесное исцеление во время земной жизни (т. е. до физической смерти и воскресения).

Более того, важно помнить, что еврейское слово napha («исцеление») может обозначать не только физическое, но и духовное исцеление. И контекст 53-й главы Исаии показывает, что речь идет именно о духовном исцелении. В 5-м стихе ясно сказано: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (курсив автора). Слова «грехи» и «беззакония» показывают, что в контексте речь идет о духовном исцелении от греха.

Целый ряд библейских стихов подтверждает, что искупление не гарантирует нам физическое исцеление в земной жизни, и что Бог не всегда хочет исцелять человека. Апостол Павел не мог исцелить Тимофея от проблем с желудком (1 Тим. 5:23), а также Трофима в Милите (2 Тим. 4:20) и Епафродита (Фил. 2:25-27). Сам Павел говорил о своей «немощи плоти» (Гал. 4:13 15), и мучился «жалом во плоти», которое дал ему Бог (2 Кор. 12:7-9). Иову Бог попустил какое-то время страдать от телесных недугов (Иов 1-2). Ни в одном из этих случаев не говорится о том, что причиной болезни был грех или неверие. Ни Павел, ни кто-либо другой в Писании не поступал так, словно верил, что исцеление было гарантировано ему искуплением. Они смиренно принимали свои немощи и вверяли свое исцеление Божьему милосердию. Иисус дважды упомянул о том, что болезнь может послужить к славе Бога (Ин. 9:3; 11:4).

Другие отрывки из Писания говорят о том, что наши тела постоянно истощаются и страдают от разных болезней. Наши теперешние тела тленны и слабы (1 Кор. 15:42 44). Павел также говорил, что «наш внешний человек тлеет» (2 Кор. 4:16). Смерть и упадок будут частью человеческой жизни до тех пор, пока мы в воскресении не получим прославленные тела, неподверженные таким немощам (1 Кор. 15:51-55).


Адаптировано из Norman L. Geisler and Ron Rhodes.
When Cultists Ask: A Popular Handbook on Cultic Misinterpretations
(Grand Rapids, MI: Baker Books, 1997), pp. 80-81.

наверх


© Центр апологетических исследований, 2005